Психология ♥ Астрология ♦ Карты Таро ♣ Саморазвитие ♠

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Супервизия

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Супервизия - это сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности. Или более опытный человек помогает менее опытному человеку становиться лучше в том, что касается предмета их работы. Основная цель супервизии - помочь специалисту наилучшим образом ответить на потребности клиента.

Супервизия позволяет:

1. Поделиться своими чувствами.

2. Выявить и обозначить затруднения, которые возникли в работе с клиентом.

3. Получить обратную связь о проделанной работе.

4. Проанализировать причины своих затруднений.

5. Расширить свои теоретические и практические представления.

6. Наметить пути дальнейшей работы с клиентом.

Специалисты-психологи (а также специалисты всех "помогающих профессий") могут:

1. Слишком вовлечься в проблему клиента и потерять профессиональную объективность.
2. Застрять на такой модели помощи клиенту, в результате которой у клиента не появляется мотивация помогать себе самостоятельно.
3. Эмоционально вовлечься в проблему клиента, особенно когда ситуация вызывает у психолога собственные воспоминания.
4. Продолжать выполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, в то время, как взгляд «со стороны» и обсуждение могло бы оказать более полезным.
5. Брать слишком много работы с целью помочь - и страдать от «выгорания».
6. Испытывать трудности при завершении работы с клиентом.

Подобные трудности вовсе не указывают на слабость или снижение профессионализма - это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Организация супервизии помогает справиться с этими трудностями и оценить качество услуг, предоставляемых клиентам.


ТИПЫ СУПЕРВИЗИИ

ОДИН НА ОДИН
Заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить работу.

ГРУППОВАЯ СУПЕРВИЗИЯ
Коллектив сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга. Участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался. Происходит обмен опытом и знаниями.

НЕФОРМАЛЬНАЯ СУПЕРВИЗИЯ
Незапланированная консультация, лицом к лицу или по телефону.

КРИЗИСНАЯ СУПЕРВИЗИЯ
Незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризису. Происходит сразу после работы с клиентом.


ОРГАНИЗАЦИЯ СУПЕРВИЗОРСКОЙ СЕССИИ

Не бойтесь попросить о помощи и не волнуйтесь по поводу «глупых» вопросов - изоляции в трудной ситуации быть не должно.

Если о супервизии договариваются даже равные по статусу и опыту коллеги (то есть статус супервизора формально не определен), на момент сессии должны быть четко оговорены роли: кто является супервизором на данный момент. Также должны быть определены временные границы.
При супервизии необходимо соблюдать структуру консультативной сессии (от установления контакта до завершения сессии), использовать навыки консультирования и соблюдать принципы обратной связи.

Супервизору необходимо концентрироваться на поведении, а не на личности: что человек делает, а не каким, по нашему мнению, он является. (Необходимо использовать в своей речи глаголы, которые характеризуют действия, а не прилагательные, которые относятся к качествам).
Наблюдать, а не интерпретировать: расставлять акценты на том, что сказал или сделал супервизируемый, а не почему (это наши фантазии).
Описывать, а не судить и оценивать.
Быть конкретным, а не обобщать.
Уделять внимание информации, избегая советов.
Давать то количество информации, которые коллега способен принять, а не то, которое вам хотелось бы дать.
Говорить о поведении, которое возможно изменить.
Работа группы и супервизии один на один должна проводиться в следующем режиме: группа встречается раз в месяц, в промежутках пары встречаются еженедельно и меняются каждый месяц.

Таким образом, супервизия имеет определенный формат, и именно в этом ее специфика, в отличие, например, от дружеской беседы коллег на профессиональные темы. Супервизорская группа организуется по тем же принципам, что и любая другая тренинговая группа. Это значит, что группа должна договориться о групповом контракте. Кроме правил: «конфиденциальности», «искренности», «права говорить: «Стоп», «Я-высказываний», «активности» - могут понадобиться дополнительные правила, которые самостоятельно устанавливает каждая группа (например, безопасности).

КАКИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО ОБСУДИТЬ НА СУПЕРВИЗИИ:

1. Трудности, которые возникли у Вас в работе.
2. Ваши тревоги по поводу проблем конкретных клиентов.
3. То, что вызывает у Вас неуверенность.
4. Ваши тревоги по поводу взаимоотношений с определенным клиентом или группой, с которой Вы работаете.
5. Что Вы ожидаете от своих коллег на последующих сессиях.


СПОСОБЫ РАБОТЫ СУПЕРЗИЗОРСКОЙ ГРУППЫ:

1. Групповое обсуждение:

Специалист (супервизируемый) рассказывает о своей проблемной ситуации, о своих затруднениях в этой ситуации и формулирует запрос (например: «Как строить дальнейшую работу с этим клиентом» Или может звучать и так: «Помогите мне сформулировать запрос».)
Члены группы конкретизируют запрос, чтобы супервизия была эффективной.
На стадии формирования запроса участники и ведущие проясняют чувства супервизируемого, задают вопросы, касающиеся ситуации клиента, а также взаимоотношений клиента и специалиста, обращают внимание на актуальное состояние супервизируемого. (Очень часто на этом этапе супервизируемый начинает видеть ситуацию иначе: высвечиваются новые аспекты ситуации, меняются акценты, проявляются новые гипотезы).
Задача ведущего на этом этапе: отслеживать изменение запроса специалиста, периодически задавая ему вопрос о том, как изменилось его видение ситуации и на чем сейчас важно сосредоточить внимание.
По окончании этого этапа ведущий подводит итог, формулируя основные вопросы.
Супервизируемый выбирает по своему усмотрению один или несколько вопросов.
Участники группы делятся своими чувствами, реакциями, идеями, предложениями по поводу запроса супервизируемого.
На этом этапе ведущий отслеживает соответствие предложений запросу и супервизорскому контракту и подводит итоги.

2. Ролевая игра

Супервизируемый должен принять на себя роль своего клиента, кто-то из членов группы выступает в роли специалиста. (Пребывание в роли клиента дает супервизируемому новое видение ситуации. Работа самого специалиста в ролевой игре и обратная связь от других членов группы дают целый спектр возможных способов работы в трудной ситуации).

После окончания игры и обратной связи проясняется запрос специалиста, и далее следует обсуждение по схеме, описанной выше.

3. Парная супервизия на группе

Консультант и супервизор работают 20 минут в центре большого круга.

Наблюдатели дают супервизору обратную связь по процессу ведения супервизии, происходит обсуждение.

Группа завершает обсуждение случая, представленного на супервизию.

4. Супервизия по принципу «Миланской школы» семейной психотерапии

Консультант и супервизор работают 20 минут в центре большого круга.

15 минут - пауза. В течении этого времени ситуацию разбирают наблюдатели. Если в группе более 10 человек, группа разбивается на 2-3 малые группы. (Группа наблюдателей работает по методу «мозгового штурма», т.е. когда без критики предлагаются любые идеи, ассоциации, образы, метафоры, имеющие отношение к ситуации клиента, взаимодействию клиента и консультанта, консультанта и супервизора).

Консультант и супервизор не участвуют в обсуждении, но могут ходить от группы к группе и слушать рассуждения наблюдателей.Каждая группа фиксирует предложенные идеи и делится ими в большом кругу.

Консультант и супервизор в течение 10 минут завершают ситуацию.

Если времени оказывается недостаточно, выделяется дополнительное время для завершения обсуждения в большом кругу.

5. Супервизия по принципу «Аквариум».

1. Внутри большого круга образуется малый круг из 6-7 участников.

2. Один участник (по желанию) принимает роль ведущего супервизорской группы, другой - предъявляет ситуацию на супервизию.

3. Участники (малый круг) разбирают ситуацию.

4. Наблюдатели (большой круг) отмечают, что показалось им эффективным в поведении ведущего, предлагают свои варианты его работы, делают свои замечания по ситуации супервизируемого.

5. Ведущий получает обратную связь.

6. В большом кругу участники обсуждают задачи, проблемы и трудности ведущего супервизорской группы.

7. Если это необходимо, разбор ситуации, предъявленной на супервизию, завершается в большом кругу.

2

Вопросы, относящиеся к супервизии:

1. Ваша цель получения супервизии: на какой вопрос себе вы хотели бы ответить, в чем разобраться? Ставим задачу.

2. Какие вопросы для решения этой задачи вы ставите перед собой?
Какие у вас возникали ответы?
Чем не удовлетворяют вас ваши ответы?
Возникали ли перед вами такого же типа затруднения прежде?
Сталкивались ли вы с такого рода вопросами прежде, и как удавалось их решать?
Возникал ли этот вопрос повторно? Если да – то, как часто, спустя какое время, при каких обстоятельствах?

3. Какая, по вашему мнению, причина затруднений, с которыми вы обращаетесь на супервизию?

4. Какие эмоции, внутренние переживания вызывает у вас человек, пришедший на консультацию?

5. Опишите ваше состояние (энергетически, эмоционально) до начала процесса консультирования и после его окончания.


Вопросы, относительно динамики взаимоотношений в процессе консультирования:

6. С каким запросом к вам пришли?
Изменился ли запрос в процессе его совместного рассмотрения? Если да – то причина изменения запроса?

7. У кого возникло впечатление необходимости сторонней помощи, за которой вы сейчас обращаетесь?

8. Какие формы и методы работы вы использовали в процессе консультирования?
Какая была динамика сеансов при использовании этих форм и методов работы?
Какой результат работы в данный момент?

9. Как Вы оцениваете проделанную работу, как видите ее перспективу, в каком направлении предполагаете двигаться дальше?

Нарисуйте Ваши взаимоотношения с клиентом в процессе консультирования. Если Вы использовали в процессе консультирования тестовые материалы, рисунки, покажите их вашему супервизору.